Юрий Юнгеров (yungerov_yuriy) wrote,
Юрий Юнгеров
yungerov_yuriy

Мое западничество

Перечитывая Белинского (вновь веду историю литературной критики на 5 курсе), в очередной раз понимаю, что я более склоняюсь к западничеству, нежели чем к славянофильству или почвенничеству. Собственно, западники победили славянофилов не только в плане торжества "натуральной школы" и реализма, но и в исторической перспективе. Как показал опыт жизни России, нет у нас никакого "особенного пути", есть лишь попытка повторить все то, что уже прошла Европа (ну или Запад в целом). Только этот путь мы проделываем очень медленно, будто на костылях, постоянно падая и терпя неудачи. Возможно, это и принято называть "особым путем"?

А еще я поражаюсь сам себе, как раньше я не замечал, насколько интересным и во многом справедливым является письмо Белинского Гоголю по поводу "Выбранных мест..." последнего. Ну и вообще вопрос о неистовости и материализме Белинского остается открытым, естественно.

Антиклерикал - это да, не поспорить. Но его протест можно понять, даже не принимая его целиком и полностью (кстати, при этом я не считаю того же Добролюбова, а, тем более, Чернышевского, прямыми "наследниками" Белинского). Собственно, и сам Белинский как-то несправедливо забыт и отвергнут в эпоху возрождающейся "духовности". Но я полагаю, что и современным духовностолюбцам можно извлечь из Белинского множество полезных вещей, которые, пожалуй, не всегда можно найти у поборников славянофильства и почвенничества.

Ну и так, немного "неистовства":




"Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ - самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится - молиться, не годится - горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации; но религиозность часто уживается и с ними".

"Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, теологическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похвалить за образцовый индифферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно".

"Времена наивного благочестия давно уже прошли и для нашего общества. Оно уже понимает, что молиться везде все равно, и что в Иерусалиме ищут Христа только люди, или никогда не носившие Его в груди своей, или потерявшие Его. Кто способен страдать при виде чужого страдания, кому тяжко зрелище угнетения чуждых ему людей, - тот носит Христа в груди своей и тому незачем ходить пешком в Иерусалим. Смирение, проповедуемое Вами, во-первых, не ново, а во-вторых, отзывается, с одной стороны, страшною гордостью, а с другой - самым позорным унижением своего человеческого достоинства".

"...Вы не поняли ни духа, ни формы христианства нашего времени. Не истиной христианского учения, а болезненною боязнью смерти, чорта и ада веет от Вашей книги". 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments